пятница, 9 марта 2007 г.

Выйдя на пенсию, бывший муж купил себе дом во Франции

Сегодня наш собственный корреспондент в Англии рассказывает о том, по каким правилам формируется пенсия у англичан.

Old lady “Обаятельная блондинка 63 лет познакомится с мужчиной, не утратившим способность радоваться жизни во всех ее проявлениях”. Это объявление я нашел в газете “The Times” и подумал — а почему бы и нет? Возраст у дамочки пенсионный, но, судя по тону объявления, жизнь бьет ключом! О чем вы, дорогие читатели, сейчас подумали? О радостях жизни во всех ее проявлениях? Ух, неугомонные... Вам бы все клубнику со взбитыми сливками... А я, между прочим, не какой-то там “казанова кривоногий”, а серьезный журналист! И интерес у меня к этой дамочке возник чисто профессиональный, в контексте редакционного задания — написать статью о пенсионной системе Великобритании. А что может быть лучше рассказа о системе на примере отдельно взятого реального пенсионера?

Короче, набрался я смелости и... позвонил.

— Здравствуйте, — говорю. — Вы давали объявление в газету?

— Да, — слышится в трубке. Голос у женщины такой жизнерадостный, азартный. — А вы тот мужчина, который не утратил способность радоваться жизни?

— Способность не утратил, — отвечаю.— Но звоню вам по другому поводу...

И скороговоркой объясняю, кто я и с какой целью набрал номер ее телефона.

— Простите, — говорит она. — При чем тут пенсия? Я давала объявление о том, что хотела бы познакомиться.

— Ну и это тоже, — выкручиваюсь я. — Одно другому не мешает.

— Вы иностранец, не так ли? — спрашивает дама. — Из какой страны?

— Из Беларуси, — отвечаю я и обреченно думаю, что сейчас она прочтет лекцию о политесе и пошлет... к батьке.

— О, как интересно! — говорит она. — А я была в Минске! В 1996 году мы привозили гуманитарную помощь жертвам чернобыльской катастрофы!

Оказалось, Линда Смолли, так зовут мою собеседницу, — бывшая учительница географии, участвует в работе благотворительной организации, которая занимается оздоровлением белорусских детей. В 2003 году в ее доме месяц гостила девочка из Гомельской области.

— Мы с Машей до сих пор переписываемся! А в 2004 году я даже ныряла в бассейн с акулами, представляете? — засмеялась Линда. — А еще была такая специальная акция, мы собирали деньги для детской больницы в поселке Мир, кажется. Знаете такой поселок?

Она щебетала и щебетала. Чувствовалось, что питает нежные чувства к Беларуси и белорусским детям.

— А помню, мы были в Лапичах... Впрочем, об этом я вам потом как-нибудь расскажу, — сказала она. — Приезжайте 14 февраля. Записывайте адрес.

В День Святого Валентина я выехал в Истборн — небольшой курортный городок на берегу Ла-Манша. За час неутомительной поездки в электричке я успел перелистать несколько брошюрок о пенсионной системе Великобритании, изданных Департаментом социальной защиты. Выяснил, что первая всеобщая государственная система пенсий была введена в Туманном Альбионе после Второй мировой войны. Всех работодателей и их сотрудников обязали делать отчисления в Национальный страховой фонд. Средства этого фонда направлялись на различные социальные нужды (выплаты по болезни, безработице, обеспечение пенсий для вкладчиков по достижении мужчинами 65-летнего возраста, а женщинами — 60-летнего). Размеры пенсий и сегодня зависят от рабочего стажа. Минимальная пенсия составляет 75 фунтов в неделю, максимальная — 95.

Разумеется, этих денег не хватает на покрытие всех нужд пенсионера. Чтобы обеспечить достойный уровень жизни в старости, многие вступают в корпоративные пенсионные фонды. К примеру, сеть супермаркетов “ТЕСКО” имеет свой пенсионный фонд, из которого сотрудники, вышедшие на пенсию, получают денежное содержание, в 2 раза превышающее государственную пенсию. Можно также воспользоваться услугами частных пенсионных фондов, большинство из которых субсидируется государством. И, прошу заметить, безопасность вкладов гарантируется государством! Никто не скажет вам в случае чего: а мы вас в этот фонд денежку нести не заставляли...

Разумеется, из скупых текстов Департамента социальной защиты трудно понять, какие статьи расходов покрывает минимальная государственная пенсия, а какие — нет. И как покрывается то, что остается без покрытия? Это прежде всего квартплата, коммунальные услуги, стоимость медицинского обслуживания, проезд в общественном транспорте... Ответы на эти вопросы я и надеялся получить у моей новой знакомой.

В 15.30 электричка Лондон—Истборн остановилась у перрона, по которому вальяжно разгуливали толстые чайки, то ли недовольно покрикивая на приезжих (дескать, понаехали тут), то ли жалуясь на “неурожай” рыбы в море.

В 16.00 я стоял на ступеньках “Гранд-Отеля”, сжимая в руках розу, и гадал: в “карете” прикатит моя “Синдерелла” или “пешим строем”. По наличию или отсутствию у нее автомобиля можно догадаться об уровне благосостояния пенсионерки. Ведь машина в хозяйстве — это масса дополнительных неучтенных расходов.

Обаятельная блондинка 63 лет подрулила к парадному подъезду на “Ниссан-Альмера” 2003 года. Белое пальто, черные брюки, оранжевая блузка, в руках сумочка от “Луи Виттон”. Анорексией явно не страдает, но и не “гамбургер”. Если б не знал, сколько ей лет, сказал бы, что леди в полном расцвете сил.

Сели за столик. Она заказала джин-тоник, уточнив, чтобы джин был марки “Бомбей сафайя”.

— А вы, конечно же, будете водку? — лукаво улыбаясь, спросила она. — Я знаю, в вашей стране все пьют водку.

— Но поскольку я не в своей стране, то предпочел бы виски, — отвечаю.

Выпив за Международный день всех влюбленных, мы перешли к разговору о пенсионной системе.

Линда сказала, что размер пенсии, которую ей платит государство по возрасту, — 95 фунтов в неделю, то есть 380 фунтов в месяц.

— Это, конечно, небольшие деньги, — сказала она. — Но поскольку я отработала 40 лет в школе, то получаю в дополнение к государственной пенсии учительскую корпоративную, которая составляет 50% от моей заработной платы. Это 15.000 фунтов в год. В месяц выходит около 1200 фунтов. А в сумме с государственной — 1580 фунтов.

В этом месте по праву автора хочу внести некоторое пояснения: 1580 фунтов —- очень неплохие деньги даже для семьи. Я получаю те же деньги, работая! Плюс я должен платить за арендуемую квартиру 890 фунтов ежемесячно, плюс налог на недвижимость. А Линда имеет собственный дом, т.е. платит только налог на недвижимость, который, поскольку она живет не в Лондоне, значительно меньше того, который плачу я, житель столицы.

Итак, из 1580 фунтов пенсии Линда платит ежемесячно:

налог на недвижимость — 70 фунтов;

коммунальные услуги — 50;

телефон — 30;

продукты питания — 250—300;

содержание автомобиля — 200—250;

спутниковое телевидение — 35 фунтов.

Получается, что после всех необходимых выплат у пенсионерки остается 850 фунтов.

Линда, выйдя на пенсию, не закрылась за дверями собственного дома. Каждый месяц она покупает абонемент в бассейн. Это еще 32 фунта, а также обязательно посещает салон красоты. На косметологические процедуры уходит фунтов 100 ежемесячно. Кроме того, моя новая знакомая — член клуба любителей вина. Она ежемесячно заказывает по каталогу клуба 12 бутылок белого и красного вина, что обходится ей в 60—70 фунтов.

По пятницам женщина встречается с друзьями в пабе. Не отказывает себе в посещении парикмахерской, театров, любит сходить на концерт, побывать на стадионе (Линда — фанатик регби). В общем, каждый месяц она откладывает на банковский счет 500 фунтов.

Разумеется, при необходимости она может урезать свои расходы. К примеру, Линда собирается продать свой “Ниссан-Альмера”, поскольку последние три года она по 6 месяцев путешествует и машина стоит в гараже. А за страховку все равно надо платить, плюс дорожный налог...

— Может быть, куплю машинку поменьше, — делится своими планами Линда. — А вообще, у меня как у пенсионерки бесплатный проездной билет на все виды транспорта и скидки на междугородные переезды. Машина мне не очень-то и нужна...

Линда собирается продать свой дом (5 спален) и купить другой — с двумя спальнями. Рыночная стоимость ее дома 370—400 тысяч фунтов. А “двуспальный” обойдется тысяч в 180—200. Таким образом появятся дополнительные 200 тысяч, как говорят англичане, на “дождливый день”.

— Большой дом —- большие расходы, — говорит Линда. — Дети давно выросли, у всех свои семьи. Я живу с собачкой и кошечкой. Нам 5 спален и две ванные комнаты ни к чему. К тому же путешествую по полгода. Была в Австралии, Новой Зеландии, проехала всю Азию. Теперь в моих планах — Южная Америка... Собственно говоря, я и задержалась-то в этом году, чтобы продать дом и машину. Я уже присмотрела себе маленькое уютное бунгало... Хотите, покажу? Это здесь недалеко, ближе к морю.

Заказав по второму кругу виски, я осмелел.

— Давайте поговорим о личной жизни. Вы же были замужем?

— Ну конечно, была! Даже дважды. Откуда же, вы думаете, у меня три дочки? — призналась Линда. — Первый муж был офицером Британской армии. Майор, шотландский горный стрелок! Но он давно на пенсии.

— А какая у него пенсия?

— О, военные в нашей стране чувствуют себя прекрасно! Мой муж (мы, кстати, с ним давно в разводе) получил при выходе на пенсию единовременное пособие — 200.000 фунтов и с новой женой уехал во Францию в 1986 году. Купил там шикарный дом, почти замок, и разводит уток... Фермерствует! Пенсия у него — 2500 фунтов в месяц. А второй муж ушел на пенсию в 45 лет. А я, к примеру, в 60.

— Неужели это возможно? — удивился я.

— Почему нет? — теперь очередь Линды удивляться. — Он работал в Сити, в одной из финансово-инвестиционных компаний. Вкладывал деньги в какие-то акции и неплохо зарабатывал. К 45 годам у него накопилась весьма приличная сумма, и он решил, что ему хватит на жизнь, если разумно распоряжаться капиталом. А уж он это дело знает!

— А если человек в своей жизни ну совсем ни дня не работал, стажа трудового не имеет? Как тогда ему живется на пенсии? — продолжаю расспрашивать я.

— Есть у меня один пример из жизни, — отвечает Линда. — Перед пенсией я учила в колледже беженцев английскому языку. И в моей группе учились супруги то ли из Молдовы, то ли из Украины... К моменту получения вида на жительство они уже были людьми глубоко пенсионного возраста. Как вы понимаете, в Англии они ни дня не работали... Тем не менее сегодня оба получают пенсию 75 фунтов в неделю. За квартиру, в которой они живут, платит государство. Это 700 фунтов, между прочим! Из своего кармана они платят только за свет, газ и воду! Даже бассейн плавательный для них бесплатно! Я уж не говорю о медицинском обслуживании, лекарствах, общественном транспорте! Честно говоря, меня это даже возмущает! Я должна платить за услуги дантиста, а они, ни дня не проработав в Англии, — нет! В нашей стране так: чем ты беднее, тем больше бесплатных услуг предоставляет тебе государство. Я лично не сторонница такой позиции. Но что делать?!

— Честное слово, коммунизм какой-то! — говорю я. — Мы строили, строили, а у вас тут он уже давно построен.

— Вероятно, государство считает, что лучше платить даже тунеядцам, чем плодить недовольных, — сделала вывод Линда и выразительно посмотрела на часы. — Наши политики очень хорошо усвоили уроки Октябрьской революции в России... Кстати, посмотрите в окно...

На площадке перед отелем стоял автобус, из которого буквально выползали дедушки и бабушки, возраст которых на вид ну явно перевалил за 80.

— Они приехали праздновать День Святого Валентина, — засмеялась Линда. — Вы не представляете, как сегодня будут веселиться эти милые старички, вспоминая с женами или подружками молодость!

— Что, танцы-шманцы до утра, — тупо пошутил я.

— Да, да, и танцы, и шманцы! — рассмеялась Линда. — Кстати, я тоже сегодня приглашена на тусовку... Не хотите со мной? Будет весело, поверьте!

— Увы, у меня поезд, — “отмазался” я от неожиданного экстравагантного предложения. — Но, если Вы позволите, я вам как-нибудь еще позвоню?

— Звоните, — улыбнулась Линда. — Может, и тема для беседы будет повеселее.

Жестом она подозвала официанта и дала ему свою кредитную карточку. Я попытался протестовать...

— Вы — гость, — безапелляционно сказала она и протянула руку. — До следующей встречи.

Линда упорхнула. А я, заказав третью порцию виски, смотрел ей вслед и думал о наших белорусских старичках, о том, что может себе позволить белорусская учительница, выйдя на пенсию. И мне стало совсем грустно...

Источник здесь.

0 Comments:

 

blogger templates 3 columns | Make Money Online