суббота, 21 ноября 2009 г.

Кто убил «тихого американца»?

Тайна гибели репортёра газеты «Аризона Рипаблик»

Память моя - Афганистан Это была сенсация. В октябре 1985 года все советские газеты взахлёб, наперебой пересказывали историю о том, как в Афганистане, в ночь с 19 на 20 сентября, в перестрелке двух, чего-то не поделивших, банд-формирований, погиб американец Чарльз Торнтон. Официально 50-летний гражданин США вроде как являлся репортёром газеты «Аризона Рипаблик». Но советские газеты посмертно окрестили его «учителем терроризма», «душманом из Аризоны», «диким гусем американского империализма», «тихим американцем».

Посмертно Торнтона обвиняли в сотрудничестве с ЦРУ, в обучении моджахедов обращению с ПЗРК, которым и, несомненно, под его, Торнтона, чутким руководством (по версии советской пропаганды) был сбит пассажирский самолёт в районе Кандагара!

Как бы в подтверждение посмертных обвинений американца «разоблачительные статьи» дополнялись фотографиями: репортёрских блокнотов журналиста, принадлежащих ему катушек с фотоплёнкой «Кодак» и цитатами из его личного дневника.

В частности, известинский корреспондент Г.Устинов писал: "На фотоплёнках, найденных в сумке Торнтона, запечатлены душманы в походе и на привале, в засаде, во время минирования дороги,  погрузки гранатомётов…»

Честно говоря, в 1985 году, читая статьи о «душмане из Аризоны», я верил их авторам и не задумывался над вопросом: если Торнтон погиб в перестрелке двух враждующих банд, то каким образом его сумка с документами оказались в Москве, в руках советских журналистов?

Ответ на этот вопрос я случайно нашёл год спустя, попав служить в 173-й кандагарский отряд специального назначения ГРУ ГШ.

Впрочем, перед тем, как рассказать, что же я там нашёл, давайте сделаем небольшоёй экскурс в историю и перелистаем подшивку советских газет 1985 года.

Как писала «Комсомольская правда», ссылаясь на дневниковые записи Торнтона, идея поездки в Афганистан родилась у него во время встречи с доктором Ричардом Саймоном - организатором добровольческих отрядов, работавших в полевых госпиталях моджахедов и лагерях афганских беженцев. Торнтон выразил желание съездить в командировку на войну, чтобы собрать материалы для «Аризона Рипаблик». Саймон как раз формировал группу для сбора информации о состоянии медицинского обслуживания в отрядах моджахедов. Он и предложил журналисту поехать в Афганистан вместе с этой группой.

В начале августа Чарльз Торнтон вместе с врачами Джаддом Йенсеном и Джоном Моугэном вылетели в Пакистан.

Они приземлились в Пешаваре, поселились в отеле «Гринз».

Как известно, в 80-е годы Пешавар был столицей афганской опозиции. Здесь находились штаб-квартиры исламских партий и патриотических движений, издавались газеты «Шахид» (мученик), «Шафан» (Заря). В окрестностях города размещались лагеря афганских беженцев и учебные центры, в которых моджахеды проходили «курс молодого бойца», в смысле - моджахеда.

Три недели американский журналист и шведские доктора колесили в окрестностях Пешавара. Чарльз Торнтон встречался с лидерами оппозиции, полевыми командирами, беженцами. Одна из записей в дневнике свидетельствует о встрече журналиста с генералом пакистанской армии Рахматуллой Сафи, который руководил обучением моджахедов. Торнтон писал о том, что Сафи - выпускник «Вест-Пойнта» и упоминал имена его заместителей.

12 августа журналист записал в дневнике: "За чаем мы с Джоном и Джаддом обсуждали предстоящую переброску в Афганистан, но весьма завуалированно. Слишком много посторонних ушей. Вынуждены общаться, передавая друг другу записки."

Впоследствии эта дневниковая запись была расценена Москвой как свидетельство «секретности миссии Торнтона и его принадлежности к ЦРУ»…

Разумеется всё это - банальная пропагандистская чепуха. Журналист из «Аризона Рипаблик» делал свою работу так же, как делал бы её тот же Герман Устинов или Сейфуль Мулюков -советские журналисты-международники КГБ-шной закалки.

Встреча Торнтона с генералом Сафи очень даже вписывалась в рамки сбора информации для газетных репортажей. Побывать в Пешаваре и не сделать интервью с «учителем моджахедов»?Какой журналист простил бы себе подобную глупость?

Что касается «завуалированности бесед», которые вёл Чарльз Торнтон со своими попутчиками в отеле «Гринз» - тут ларчик открывается очень просто! Пешавар, Кветта - города, которые и по сей день являются убежищем афганской оппозиции, сегодня там «тусуются» пацаны муллы Омара и самого Усамы бен Ладена. А в то время там жили и работали: Гульбеддин Хекматиар, доктор Раббани и их более мелкие коллеги. Потому-то Пешавар и Кветта были наводнены нашими разведчиками и агентами ХАД (афганское ведомство госбезопасности), которые выслеживали иностранцев, помогающих моджахедам, подслушивали информацию о готовившихся анти-правительственных акциях внутри Афганистана, об отправке караванов с оружием. И вся эта информация передавалась в советские разведцентры, дислоцировавшиеся в Кабуле, Кандагаре, Джелаллабаде.

Так, в 1984 году, по информации разведчиков из центра «Кандагар-3» стало известно, что в одном из базовых районов моджахедов работает группа французских тележурналистов из «Антен-2» - снимают кино об афганских партизанах…

По решению Кабула, в съёмки вмешалась разведгруппа 173-го кандагарского отряда специального назначения… В результате чего был захвачен живым тележурналист Жак Абушар. Правда его быстро отпустили, взяв обещание больше никогда не появляться в Афганистане.

Частенько бывало так, что моджахеды только собирались в путь из Кветты в сторону Кандагара, а в кабинете командира 173-го отряда уже давал показания «наш афганский друг», желавший получить вознаграждение за информацию о караване и его маршруте движения… А на иностранных военных специалистов, помогавших моджахедам воевать против советской армии, на журналистов, въехавших в Афганистан не через «кабульскую дверь», а со стороны «линии Дюранда», шла настоящая охота. Кремлю нужны были «убедительные доказательства прямого участия американского империализма в необъявленной войне против Демократического Афганистана». И за убитого(пленного) иностранного советника, журналиста мы имели шанс получить орден Боевого красного знамени, который в рейтинге наград занимал 3-ю строчку после звезды Героя и ордена Ленина. Так, к примеру, мы участвовали в охоте на друга афганских моджахедов, а позднее члена Европарламента, британского лорда Николаса Бэтелла,саудовского инженера Усаму бин Ладена, сотрудницу правозащитной организации «Фридом Хаус» Людмилу Торн, издателя журнала «Солджерс оф форчун» Брауна.

Нередко «охотники» становились жертвами» Так, к примеру, погиб под Ассадабадом командир роты спецназа капитан Бекоев - он работал по наводке (сообщили, что в кишлаке Х находится группа английских военных советников) и вместе с бойцами попал в засаду, был расстрелян в упор и похоронен на Северном кладбище в Минске. Но такие случаи считались «издержками производства»…

Однако вернёмся к истории американского журналиста Чарльза Торнтона.

Наверняка, информация о нём лежала на столе руководителей разведцентра «Кандагар-3» уже в день его приезда в Пешавар, а все его разговоры с «друзьями по несчастью» в гостиннице прослушивались советской агентурой. Так что, меры предосторожности, предпринятые журналистом и его спутниками, были вполне уместны…

В конце августа 1985 года Торнтон, Йенсен и Моугэн вылетели в один из приграничных учебных центров моджахедов. 3 сентября они, в сопровождении полевого командира Мухаммада Гауза, пересекли «линию Дюранда». Их путь лежал в базовый район известного полевого командира муллы Маланга (в 2001 году Маланг был захвачан американскими «зелёными беретами и отправлен в Гуантанамо), под Кандагар. 17 дней провёл Торнтон в отряде Маланга среди моджахедов. Репортёр фотографировал работу минёров, нападение моджахедов на посты афганской милиции (царандой), советские автоколонны.

18 сентября Торнтон написал у себя в дневнике: «Рад, что всё позади и скоро я буду дома».

Но вернуться домой американскому журналисту было не суждено…

Цитирую строки из «Комсомольской правды»: «Трудно сказать, чем именно не угодил мулла Маланг главарю помельче мулле Нагибу. Зависть ли к удачливому духу, давнишние ли племенные противоречия, или простое желание поживиться разбоем, были тому причиной - неведомо. Факт заключается в том, что в один прекрасный вечер в 15 минутах езды от прекрасного водохранилища Аргандаб, что в уезде Шахваликон, банда Маланга угодила в засаду. Люди нагиба обстреляли колонну из гранатомётов. Две бочки с бензином, стоявшие в кузове пикапа марки «Семург» вспыхнули, как спички. Пассажиры бросились врассыпную, свинцовый град ударил им вслед… Так завершил своё земное пребывание в этом мире Чарльз Торнтон, штат Аризона.

Ну, в общем, такова советская версия гибели американского журналиста. А что же было на самом деле?

Так вот, весной 1986 года я попал служить в тот самый 173-й кандагарский отряд специального назначения, который взял в плен французского журналиста Жака Абушара и вообще считался лучшим отрядом спецназа в Афганистане. Как-то раз, занимаясь в классе боевой подготовки, я обратил внимание на стенд с описанием одного из успешных боевых выходов разведгруппы под командованием старшего лейтенанта Кривенко. Там красными чернилами по белому было написано следующее: «В сентябре 1985 года, в результате одной из засад, разведгруппа уничтожила американского советника и журналиста Чарльза Торнтона. Захвачены его дневники, фотоплёнки, стрелковое оружие...»

На стенде была изображена точная схема организации засады, с указанием местонахождения пикапа «Симург», в котором ехал журналист, и подробное описание действий разведгруппы.

К сожалению, мне не удалось лично побеседовать с лейтенантом Кривенко - в 1986 году он уже заменился и вернулся в СССР. Кое-какие подробности мне рассказал переводчик разведгруппы младший лейтенент Саша Багдатьев, участвовавший в том бою.

С его слов, разведгруппе удалось незаметно десантироваться и выйти в район водохранилища Аргандаб. Засаду спецназовцы устроили на холмике, недалеко от дороги. В 20.45 наблюдатель заметил свет фар на дороге. Машина приближалась. Она шла почему-то одна, без сопровождения, салон был освещён каким-то странно-голубым светом и были различимы силуэты пассажиров. Всё это удивило разведчиков - так демаскировать себя? Идиотизм!

Группа ударила залпом. Огонь вели из автоматов и АГСа (автоматический гранатомёт). Пикап загорелся, выскочил на обочину, разворачиваясь в обратную сторону, и остановился.

Подбежав к машине, разведчики обнаружили на земле тело мужчины в афганской национальной одежде. Рядом валялась сумка. Рубашка на человеке горела. Времени на тщательный осмотр у разведчиков не было. Они забрали сумку и укрылись в сухом русле реки, заросшем кустарником…

Позднее стало известно, что кроме американского журналиста погибли 2 моджахеда-телохранителя, был тяжело ранен один из врачей, то ли Джадд, то ли Моугэн, и в машине сгорели 500 тысяч долларов, предназначавшихся для полевых командиров.

На вопрос, случайно ли жертвой засады стал американский журналист, или группа спецназа действовала по наводке, младший лейтенант Багдатьев сказал, что они понятия не имели, что это за машина и кто в ней едет.

- Нас дико удивил голубой свет в салоне, - сказал он,- такой демаскировки мы ещё не встречали в своей практике.

Такая вот трагическая история с «перестрелкой двух банд-формирований», роль одной из которых сыграла группа разведчиков 173 отряда специального назначения.

Для чего я вспомнил всё это спустя 20 лет? Собственно говоря, память об этом случае, о многих других и вообще о годах службы а Афганистане, пулей навсегда застряла в моих мозгах.

20 лет спустя я бы хотел сказать семье Чарльза Торнтона: никто не желал смерти американского журналиста. Так уж вышло. Просто была война.

9 Comments:

Анонимный said...

Правильно сделал этот Жак что упал после первого моего выстрела , а вот его оператора (блондику) Худой пожалел, и она убежала

Евгений Сулыга said...

Буду рад,если расскажешь историю с Абушаром подробней.В 1986-м мне пришлось писать летопись 173-го отряда.Об Абушаре было лишь упоминание в документах.

Анонимный said...

Незнаю за 173 отряд ничего,т.к. служил в 5 МСР(2-й ,,засадный,, батальон). Если это ,,бородатый спецназ,, , то иногда нас к ним придавали. А по сути: среди ночи подняли ,,на броню,, и помчали к пакистанской границе , за Спинбулдаком свернули с ,,бетонки,, едем по барханам -светает навстречу ,,симург,,... Духов положили сразу, кудрявый (фрацуз , как выяснилось) упал и орал, а Худой забыв про бром тщетно пытался догнать операторшу.

Евгений Сулыга said...

Спасибо!Я попал в спецназ в марте 1986года.Честно говоря,не слышал,чтоб наших называли "бородатым спецназом",хотя у нас были группы,которые ходили на войну в духовских шмотках,а командиры этих групп иногда были с бородой.Мы стояли через забор от ДШБ.Да,операторша-глупая..Такой шанс упустила словить кайф..

Анонимный said...

Понял . Это ,,кавказский,, батальон, его ввели весной 1984 года. ,,Бородатый спецназ,, это офицеры и сверхсрочники из Кабула , нас им на армейских операциях предавали , для ,,прочесок,, А ,,кудрявого,, брали силами одной 5 мср,

Евгений Сулыга said...

Во прикол!А чего же история с Абушаром оказалась в документах нашего отряда? может от кабульских "бородатых"? Вот уже Торонтона "замочили" наши...случайно.А я начинал служить в Кабуле в 1985м,а когда вместо боевой работы мой взвод начали заставлять рыть траншеи для кабеля и строить заборы,я свалил в Кандагар.Впечатлений набрался на всю жизнь.Спасибо тебе за комменты.Хорошего дня!

Анонимный said...

Они тогда(сент. 84 ) только втягивались. И в засады в сторону Ирана чаще ,,ходили,, , засады в сторону Спинбулдака велись силами 2-го батальона, по одной роте по очереди ходили на 2 ночи. Всего доброго.

evgeniy said...

Мне довелось принять участие в выходе на американца,это был мой первый караван..
Переводчика группы звали Саня Бакланов,кажется. Ему еще впоследствии пуля в ухо попала,кажется.
Что интересно по этому бою-спрашивай.

Анонимный said...

Приветствую!
Живу в Аризоне. Практически с выхода книги Козлова все время возвращаюсь к этой истории с Торнтоном. Человек не только отдал свою жизнь за невнятные идеи, но и оказался оболганным, пешкой в идеологических разборках - в "родной" газете даже никто не может вспомнить о таком журналисте (Торнтон писал в ней на медицинские темы, собственно с суплаем медикаментов он и отправился в Афганистан), в нашей прессе - он и наемник, и инструктор и советник и чуть ли не "зеленый берет". Он же был просто репортер, журналист, отправившийся на чужую войну.
В сентябре этого года будет 25 лет этой истории. В Аризоне продолжают проживать вдова и уже, конечно же, взрослая дочь Торнтона. Им о последних часах жизни мужа и отца известен минимум - попал под удар вертолетов или, вторая версия, погиб при нападении "спецназа".
Знаю, что в Москве проживает Сергей Кривенко - мог бы он написать пару строк о том, как все было? Где вещи Торнтона? Осталось ли что либо где-то в недрах ГРУ ГШ - его дневники, пленки, может еще что-то? Тогда, 25 лет назад это было оценено орденами - сегодня это бесценно для членов семьи Торнтона...

Сергей С.

 

blogger templates 3 columns | Make Money Online