Она приехала в Великобританию 5 месяцев назад. У себя на родине, в Литве, Алиса Петкевич работала учителем английского языка. Но минувшей весной в школе началась реорганизация и Алиса попала под сокращение. Да, конечно, со своим опытом она легко могла бы найти новую работу в другой школе, или давала бы частные уроки, занималась бы переводами. Но захотелось перемен в жизни. Ведь последние 5 лет все вокруг куда-то ехали из Литвы в поисках работы, лучшей жизни, а она, смешно сказать, дальше Тракая никуда не выбиралась. Всю жизнь учила детей английскому языку, а сама никогда не была ни в одной англоязычной стране. Разве это нормально в наше то время, когда Литва в Евросоюзе и ехать можно без проблем куда угодно. Купила билет и вперёд, навстречу новой жизни! Не понравилось - всегда можно вернуться! В общем, недолго думая, Алиса собралась в Великобританию. Кто-то ей нашептал, что Королевству катастрофически не хватает хороших педагогов в школах и она, с её университетскими дипломами, будет в Англии нарасхват.
Вперёд-Британия ждёт
О том какой «нарасхват» оказался на самом деле, сегодня мы узнаем от самой Алисы Петкевич.
Признаюсь честно: была наивна, да ещё введена в заблуждение. В нашем МИДе мне сказали, что мои дипломы признаются Великобританией. Надо лишь заверить апостилем. А, если вдруг я не смогу быстро найти работу по специальности, то, как гражданке Евросоюза, мне гарантировано пособие по безработице. В общем, казалось, нет причин для волнений. Заплатила 30 литов за апостиль, сдала свою квартиру в аренду на год, собрала методические пособия, конспекты и... полетела. Был у меня адрес знакомых, года 3 как переехавших из Вильнюса в Бирмингем. К ним я и решила обратиться за помощью.
Но знакомые, увидев меня на пороге дома, особой радости не проявили, заявив: «Здесь каждый сам по себе..» Впрочем, может их обидели мои амбиции – я как-то резко заявила, что, в отличие от них, не собираюсь работать «пикером-пакером» на складе, а намерена преподавать в школе. Вот после этого демарша они ко мне резко охладели. Спасибо хоть комнату помогли снять на 3 месяца и показали, где находится джобцентр. Стала я на учёт, как временно безработная, подала документы на пособие, спрашиваю, как работу в школе найти. А они меня посылают в интернет, на сайты всякие. Я думала, мне сразу дадут направление на работу, а они говорят: сама ищи! Интересная система...
Месяц Алиса рассылала свои СВ по школам Вест Мидланда, не получая ответов. Лишь в середине августа раздался первый звонок. Администратор одной из школ Бирмингема сказала, что в восторге от её СВ и рада взять на работу. НО.
- Есть ли у вас кроме литовских дипломов какой-нибудь британский сертификат? – поинтересовалась леди администратор.
- Нет,- говорит Алиса,- я ведь месяц как в Британии. Не успела ещё английскими сертификатами обзавестись. К тому же, в МИДе сказали, что моих дипломов достаточно!
Увы, оказалось, что в Британии диплом Вильнюсского государственного университета не котируется, хоть ты его бриллиантами облепи!
- Получите британский диплом – приходите,- сказала леди-администратор,- с радостью возьмем на работу. А пока увы.
- Если не учителем, так хоть ассистентом возьмите!
Но оказалось, что без соответствующей бумажки об окончании специальных курсов и в ассистенты дорога закрыта...
Проплакав ночь от безысходности, наутро Алиса облилась холодной водой по методу Порфирия Иванова и ринулась в новый день.
Трудоустройство в школе она отложила до лучших времён, решив для адаптации в стране задействовать план В.
- Года два назад одно литовское агентство приглашало всех желающих на работу в английских домах престарелых, - рассказывает Алиса, - Я проходила у них собеседование и тестирование. Получила высокий проходной балл, но передумала ехать – в то время я и в Литве чувствовала себя неплохо.
Помня, какой спрос был на соцработников два года назад, Алиса была уверена, что, если не в школе, то уж в доме престарелых её ждут с распростёртыми объятиями.
Однако и тут гражданку Евросоюза с двумя университетскими образованиями, ждало разочарование. Оказалось, что в соцработники без обучения не берут!
А чтоб это самое образование получить, надо пройти специальные курсы.
- И ещё мой вам совет, - сказала менеджер дома престарелых, куда Алиса пришла наниматься, - Если хотите получить работу типа санитарки, не пишите в своём CV, что у вас университетское образование и 20 лет преподавательского стажа...
Засунув поглубже в чемодан гордость и свои дипломы, заверенные МИДовским апостилем, Алиса приступила к плану С.
Для начала она радикально перекроила своё CV - удалила информацию о своих университетах, указав, что всю свою сознательную жизнь самозабвенно работала в школе... уборщицей.
Вот тут-то процесс трудоустройства пошёл с ускорением. Уже в первую неделю после «ковровой бомбардировки» своими СV Бирмингема и окрестностей, Алиса получила 4 приглашения на интервью. В качестве уборщицы, учительницу английского языка из Литвы хотели: отель «Холидей Инн», агентство «Элитный клининг», парикмахерская «Новый стиль» и какому-то одинокому старичку срочно требовалась домоуправительница на выходные дни.
Алиса решила начать с гостиницы. Сделав причёсочку, будничный макияжик, одев брючный костюм, слегка приукрасившись бижутерией из серебра и натуральных камней, литовская учительница отправилась трудоустраиваться клинером... В гостинице у двери с надписью “Отдел кадров” уже топтался десяток безликих существ – немытые волосы, картофельные лица, не знающие, что такое брасматик, полинявшие футболки, джинсы. На фоне будущих коллег по безинтеллектуальному клинерскому труду Алиса выглядела как Председатель МВФ Кристин Лагард среди бомжей с Курского вокзала...
Дверь с надписью “Отдел кадров” открылась, впуская в офис очередное безликое существо. Через минуту снова скрипнула дверь и на пороге показался джентльмен средиземноморской наружности.
- Простите, мадам, - обратился он к Алисе, - Вы по какому вопросу?
- У меня назначено интервью, - ответила Алиса, - По поводу работы! Клинером...
Джентльмен посмотрел на Алису глазами, полными искреннего недоумения.
- Вы уверены? Ну заходите.
Он (как оказалось это был менеджер) предложил Алисе кресло, спросил не желает ли мадам кофе.
- Ну, так расскажите каким таким ветром вам в голову надуло мысли о работе клинером, - усевшись в кресле напротив, спросил менеджер.
Да я 20 лет в школе... клинером проработала, слегка заикаясь сказала Алиса, - Даже имею награды за трудовую доблесть – то есть, делаю работу блестяще...
- У вас в Литве все клинеры выглядят так, как вы? - прищурив хитро глаза, спросил менеджер.
- Да, это у нас стандарт... Мы так на работу ходим. Ну, а на работе, конечно, переодеваемся в униформу.
- Извините, я вам не верю, - сказал менеджер, – там, в коридоре, стоят уборщицы. А вы... да ваш английский язык лучше, чем у меня! Знаете, у нас скоро освободится место администратора. Я позвоню...
“Тоже мне Станиславский... Не верит... - ворчала Алиса, проходя сквозь строй «настоящих уборщиц», смирно ожидавших интервью, - Как будто я полы никогда не мыла, квартиру не пылесосила! Учителем не берут – нет английского диплома, санитаркой не берут - нет образования, в уборщицы – внешний вид не такой... Пособие по безработице не платят. И как жить?”
Кстати, с пособием по безработице тоже вышло недоразумение: согласно евросоюзным договорам, Британия обязана платить. А неофициально – платить отказывается, объясняя это тем, что, дескать, «если будем платить, то страну наводнят иждивенцы из Евросоюза, желающие сидеть на бенефитах». В итоге Алиса получила несколько писем из джобцентра с путанными формулировками. Они не говорят «нет», но тянут время, при этом требуя, чтоб человек исправно ходил отмечаться раз в две недели.
Без «лоха» - жизнь плоха.
На следующий день Алисе предстояло интервью в молодой развивающейся компании ”Elitе cleaning”. Алиса снова облачилась в деловой костюм, но бижутерию ограничила серебряным колечком с аметистом. И впервые за 20 лет пренебрегла косметикой, обошлась без макияжа.
Дверь офиса открыл юноша, на вид лет 18-ти.
- У меня встреча с вашим боссом, - пояснила она
- А я и есть босс, - засмеялся юноша, заходите! Коллектив у нас молодой. Но нам очень нужны такие опытные, серьёзные люди, как вы.
Для начала босс предложил пройти «тестирование».
- Вот адрес, вы должны убрать квартиру за 3 часа, - сказал он, - Повторяю, это проверка вашего профессионализма, потому за эту уборку агентство не платит.
«Испытательный полигон» оказался запущенной, грязной 3-х комнатной квартирой. Чтоб хоть как-то привести её в порядок, Алисе понадобилось 5 часов...
Домой она вернулась смертельно уставшей. Не раздеваясь, упала на диван...
- Поздравляю, прекрасная работа! - рассыпался в комплиментах «босс» на следующее утро, - Мы вас берём, но... есть нюанс – для привлечения клиентов мы проводим акцию: «Первая уборка – бесплатно!» Вот, если бы вы согласились поработать в рамках этой программы... бесплатно! Разумеется это временно!
«Нет ничего более постоянного, чем временное,» - подумала Алиса, спросив из любопытства:
- И сколько клиентов в очереди на первую бесплатную уборку?
- 23, - застенчиво ответил юный «босс», – Причем, в будущем все они могут стать вашими постоянными клиентами! Вы сможете набрать себе бригаду клинеров, которые будут работать, а вы – ими руководить!
Говорят, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Но, в случае с Алисой, предлагался бесплатно не сыр, а мышеловка! Она представила себе двадцать три «испытательных полигона», подобных вчерашнему и... ушла, не попрощавшись с юным бизнесменом.
К сожалению, парикмахерская «Новый стиль» тоже оказалась западнёй для невинной литовской безработной. Весёлая и находчивая хозяйка предприятия предложила пару недель, в виде испытательного срока, разносить рекламные буклеты по району. Разумеется, бесплатно...
Уборщице интим не предлагать!
У Алисы уже не было ни сил, ни желания продолжать «переговорный процесс» с работодателями. Ситуация складывалась так, что в этой «стране без чудес» она не нужна ни как учительница, ни как уборщица. Последняя надежда оставалась на «доброго Санту Клауса», нуждавшегося в помощнице по дому в выходные дни. Впрочем, эта работа рассматривалась всего лишь как способ залатать дыры в скудном бюджете. Если и он обманет, то ничего не останется другого, кроме как вернуться в Вильнюс, назад, в родные пенаты, к своим ученикам. В конце концов, не так уж ей было и плохо в Литве. Ну, попала под сокращение, но ведь это не конец света. Могла бы перейти в другую школу, или заниматься частным преподаванием. Но захотелось перемен, новых впечатлений... Вот и получила. Как там у Пушкина? “И опыт – сын ошибок трудных...”
Впрочем, «Санта Клаус» не обманул. Позвонил в пятницу вечером, напомнил о договорённостях, обещал заехать в субботу утром и забрать «батрачку на заработки».
Дядечка оказался весьма интеллигентный, лет 60-ти, в джинсах и твидовом пиджаке с замшевыми заплатками на локтях – эдакий университетский преподаватель либеральных взглядов. Жил он за городом, в небольшом викторианском домике с огромным камином в гостиной. После «испытательных полигонов» агентства «Элитный клининг» дом мистера Джонса показался Алисе «райскими кущами». Переодевшись, она принялась за влажную уборку. Не прошло и часа, как мистер Джонс пригласил Алису выпить кофе. Через 2часа позвал на сэндвичи. А в 15.00 попросил закругляться с уборкой, предложив пообедать с ним в ресторане.
Работа уборщицы у мистера Джонса начинала Алисе нравиться...
После ресторана они плавно перекочевали в паб, затем заехали в ночной клуб. Домой вернулись заполночь. Мистер Джонс налил в большие пузатые бокалы «Мартель», включил лёгкую музыку и... сделал Алисе «предложение»...
Что вы думаете насчёт секса?, – вежливо спросил он.
- Ну вот... началось, – подумала Алиса, - Уж надо было догадаться, что уборщиц в ресторан просто так не приглашают...
- Извините, - ответила Алиса, - Жаль вас разочаровывать, но у меня другая специальность...
Он не стал настаивать, а просто указал Алисе её комнату и сообщил, что завтра с утра уедет по делам, а в 15:00 отвезёт её домой.
Прощаясь, в воскресенье, мистер Джонс дал ей 100 фунтов за работу и поцеловал руку.
Что насчёт уборки дома в следующие выходные? – дерзко спросила Алиса.
Он улыбнулся, пообещав позвонить. Но не позвонил...
Этих ста фунтов учительнице английского языка Алисе Петкевич как раз хватило на билет в Вильнюс. Новый год она будет встречать в Тракае, с друзьями. На вопросы о том, как там в Британии, Алиса, грустно улыбаясь отвечает: «Страна без чудес...»
0 Comments:
Post a Comment