пятница, 14 марта 2014 г.

В квартире немецкого пенсионера обнаружена коллекция картин стоимостью 1 млрд. евро

 

1355021675-max-liebermann-two-riders-on-the-beachВокруг коллекции произведений великих художников, найденной в квартире немецкого пенсионера, разгорается скандал. Картины из мюнхенской кладовки принадлежали жертвам Холокоста. Каким образом и при каких обстоятельствах дорогостоящие шедевры оказались у пожилого немца?

В ноябре нынешнего года сообщения о сокровищах 80-летнего Корнелиуса Гурлитта взорвали мировое информационное пространство. На белый свет из пыли небытия сотрудники немецкой полиции извлекли 1,5 тыс. картин кисти таких мастеров, как Матисс, Пикассо, Шагал. Общая стоимость – 1 млрд евро. До недавнего времени эти шедевры считались утерянными или сгоревшими во время Второй мировой войны. Но оказалось, что картины, приобретенные Гурлиттом-старшим, известным немецким арт-дилером, работавшим на нацистов, хранятся у его сына в скромной квартире в одном из районов Мюнхена. В настоящее время коллекция арестована до окончания расследования. Следователи пытаются выяснить, каким образом картины достались Гильдербранду Гурлитту. Как утверждает журнал Der Spigel, этот человек участвовал в грабеже еврейских семей, оказавшихся под угрозой уничтожения в оккупированных нацистами европейских странах.

Впервые арт-дилер фюрера, как его называли коллеги, попал в поле зрения спецподразделения американской армии, занимавшегося поиском произведений искусства, похищенных нацистами, в апреле 1945 года. Американцы вошли в баварскую деревню Ашбах, где арестовали бывшего местного лидера нацистской партии барона Герхарда фон Пёлнитца.

Проведя обыск в замке барона, американцы обнаружили там склад всевозможных произведений искусства и… двух немецких арт-дилеров – Карла Хаберстока и Гильдербранда Гурлитта с сыном Корнелиусом, которому в то время было 12 лет.

В донесении спецподразделения говорилось, что в комнатах замка обнаружено большое количество картин, гобеленов, статуй, дорогой антикварной мебели, а также документы о том, что якобы все эти ценности принадлежат двум печально известным германским арт-дилерам.

Как указано в отчете американского спецподразделения, «коллекционер Гурлитт из Гамбурга связан с высокопоставленными деятелями Третьего рейха. По их поручению и от их имени арт-дилер неоднократно посещал Францию и другие оккупированные страны Европы, откуда привозил коллекции различных произведений искусства. Сей факт позволяет предположить, что его частная коллекция состоит из похищенных картин».

Гильдербранд Гурлитт был допрошен американцами в июне 1945 года. Отвечая на вопросы офицеров подразделения, он сильно нервничал, в результате чего возникли подозрения в лживости его показаний. Он утверждал, что никому никогда не причинял зла и сам является «жертвой нацизма». Будто у него не было выбора: либо окопы Восточного фронта, либо работа по специальности как искусствоведа. Гурлитт предпочел выполнять поручения нацистов как арт-эксперт.

В ответ на вопрос о целях его командировок в оккупированную Францию Гурлитт пояснил: «Во Франции в то время действовал закон, по которому все произведения искусства, принадлежащие евреям, должны были быть конфискованы. Но я никогда не участвовал в подобных операциях. Я покупал картины, давая людям возможность что-то заработать!»

Однако Гильдербранд Гурлитт, по словам его коллеги Карла Хаберстока, вовсе не такой белый и пушистый, как говорил американцам. Он активно участвовал в формировании коллекции будущего музея изобразительного искусства в Линце (Австрия). Музей создавался по личному распоряжению Гитлера, который планировал собрать там самую большую в мире коллекцию. А поскольку произведения современного искусства фюрер не любил и называл их дегенеративными, Гурлитту было поручено всё «дегенеративное» продавать за рубежом с целью пополнения казны Третьего рейха валютой.

Выполняя поручения нацистов, Гурлитт-старший не забывал и о себе. К примеру, картину болгарского художника Жюля Паскина «В мастерской живописца Гроссмана» он купил по невероятно заниженной цене – за 600 рейхсмарок – у еврейского коллекционера Юлиуса Вольфа. А рисунки Адольфа Менцеля экспроприированы у еврейского врача из Гамбурга. Журналисты Der Spigel выяснили, что арт-дилер Гурлитт был связан с представителем Рейха в Силезии и Польше, который конфисковывал произведения искусства и прочие ценности у преследуемых нацистами евреев. Так, благодаря этому «нацисту-искусствоведу» Гурлитт приобрел за бесценок картину Макса Либерманна «Два всадника на пляже».

Месяц назад эта картина была представлена на первой пресс-конференции, посвященной сенсационной находке шедевров в мюнхенской кладовке Гурлитта-сына. Вопреки утверждениям Гурлитта-старшего о том, что он никогда не участвовал в конфискациях, а покупал у людей, продававших картины по доброй воле, оказалось, что картина «Два всадника на пляже» была конфискована у сахарозаводчика Давида Фридмана.

Журналисты издания Der Spigel выяснили, что за время войны арт-дилер потратил миллионы рейхсмарок на покупку картин великих мастеров. «Классику» он передавал заказчикам из рейхканцелярии, а «дегенеративные» произведения оставлял себе. Причем все покупки Гурлитта осуществлялись при весьма сомнительных обстоятельствах. Однако в 1950 году американцы не сумели доказать преступность его бизнеса и вернули коллекцию картин.

Прихватив «свои» сокровища, Гурлитты исчезли из поля зрения немецкой Фемиды…

Как утверждает Der Spigel, в конце 1950-х годов Гурлитт продавал картины как частным коллекционерам, так и музеям в Германии. Говорят, что в музеях Ганновера и Висбадена по сей день висят картины, приобретенные у «арт-дилера фюрера».

Фото с сайта http://www.posternazakaz.ru

0 Comments:

 

blogger templates 3 columns | Make Money Online